Член Попечительского совета В.З. Брацун поделился воспоминаниями о поездке студенческого строительного отряда Сибстрина в Чехословакию

Как известно, НГАСУ (Сибстрин) стоял у истоков движения студенческих отрядов в Сибири и России и гордится своими славными традициями. Студенты, преподаватели и сотрудники нашего вуза внесли огромный вклад в становление, развитие и возрождение движения. Первый студенческий строительный отряд в НИСИ им. В.В. Куйбышева был создан еще в 1945 году, намного раньше массового развития стройотрядовского движения в стране. И если в первые годы существования отрядов они направлялись на строительство важных для города и области объектов, то в дальнейшем география работы бойцов Сибстрина значительно расширилась: Иркутск, Челябинск. Магнитогорск, Красноярск, Уфа, Магадан, Ташкент, Семипалатинск. Отряды Сибстрина принимали участие в строительстве Саяно-Шушенской, Братской, Рогунской, Бухтарминской, Иркутской, Зейской и Бурейской ГЭС. В 1967 году сибстриновцы-студотрядовцы побывали за границей – в Чехословакии. Своими воспоминаниями о том ярком времени делится выпускник НИСИ 1967 года Виктор Захарович Брацун, в настоящее время – редактор газеты «Строительные Ведомости», исполнительный директор Союза строителей Сибири, член Попечительского совета университета.

ГОД 1967 – СТУДЕНТЫ  СИБСТРИНА – В ЧЕХОСЛОВАКИИ

Жизнеописание трудовых будней и отдыха бойцов новосибирского студенческого строительного отряда  Сибстрина с подлинными фотографиями событий тех дней. Виктор Брацун. Бывший комиссар отряда.

1. ОТБОР

Июнь 1967. У двери институтского Комитета комсомола Сибстрина толчея. Торжественно взволнованные лица студентов. Идет собеседование с кандидатами в первый «заграничный» студенческий строительный отряд. Отряду предстоит поездка в Чехословакию. После собеседования – отбор. Желающих – тьма, а надо… двадцать студентов. Иногда в  проеме комитетской двери появляется и уходит по делам  Володя Зайцев – секретарь комитета комсомола. Все почтительно расступаются перед ним, посылая  ему же взгляд робкой надежды. Но тщетно. Ответного адресного  взгляда нет, есть сочувствующий, доброжелательный, один на всех – «надейся и жди!». Володя тоже студент, он бывший флотский старшина, крепко сбитый брюнет с  внимательным взглядом шоколадно-карих глаз. Прирожденный лидер. В подборе кандидатов в отряд – никаких личных симпатий – все решает комиссия. Всем понятно, что у претендентов попасть в отряд не должно быть задолженностей и хвостов по экзаменам, курсовым работам и зачетам; желательно, что  претендент – активный комсомолец и неплохо, если спортсмен или  участник художественной самодеятельности, т.е. обладатель каких-либо талантов. Само собой, каждый должен быть физически здоров и морально устойчив. Пропорция мальчики-девочки – в пользу мальчиков, так как впереди конкретная работа на стройке, а это физический труд, и наверняка тяжелый. И вот отбор закончен. Девушек – четыре, парней – шестнадцать. Из их числа  назначены командир и комиссар отряда. Оба – студенты выпускного курса – дипломники Валерий Федоров и Виктор Брацун. Их считают «взрослыми», так как оба успели до поступления в институт окончить техникум, поработать и отслужить по три года в Советской Армии.

2. ПУТЬ - ДОРОГА

Отъезд из Москвы в Чехословакию  назначен на третье июля. Но прежде потребовалось выполнить массу мелких, но важных дел дома, в Новосибирске, и добраться до Москвы. Оказалось, что это не просто.

Проблемы начались в дороге, можно сказать, со старта. Когда фирменный поезд «Енисей», в котором  мы ехали, остановился в  Омске,  Витя Павелко – член стройотряда решил отправить с вокзала в Новосибирск, своим близким, телеграмму, что  у него все хорошо и что скоро сбудется его мечта. По-видимому радостные чувства так  захлестнули Виктора, что он забыл счет времени, и вот уже двое из отряда бросились его искать, чтобы поторопить. Но когда нашли, то уже не смогли догнать уходящий поезд. Перспектива трех бойцов отряда добраться самостоятельно  до Москвы без билетов, денег и документов представилась им крайне безрадостной. Но, видит бог, мир не без добрых людей. По телеграмме с ушедшего без них  поезда начальнику станции Омск, им обеспечили посадку на другой поезд  шедший в Москву. Ответной телеграммой сообщили командиру отряда номер поезда, а пассажиры этого поезда так прониклись сочувствием  к отставшим, что кормили их всю дорогу без перерыва. И вот Москва. Радостная скоротечная встреча. Незабываемая ночевка в Доме-коммуне (архитектурный  советский авангард двадцатых годов) и финальный отрезок пути в железнодорожном вагоне по родной земле от Москвы  до пограничной станции Чоп.

3. НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ВСТРЕЧА

После пограничных процедур перемещаемся по чехословацкой земле. Прибываем на станцию Кошице, где нас должна встречать чехословацкая сторона. Но увы… Никто нас не встретил и никакой информации по этому поводу мы не  получили. Как стало известно позднее, нас встречать собирались днем позднее. Не зная об этом, и не имея никаких средств и каналов связи, мы решили отправиться на поезде к нашим коллегам в  Братиславу, в политехнический институт, и там выяснить, как нам быть и что нам делать. Дорога оказалась не близкой – девять часов в пути.  Что нас удивило и огорчило –  всю дорогу пришлось ехать стоя, как в трамвае, или сидеть на собственных чемоданах в проходе, мешая входящим и выходящим. Но наше воспитание (мы же не у себя дома!) обязывало терпеливо переносить все тяготы и лишения, хотя лица, вероятно, красноречиво выражали наши чувства. Выяснив в Братиславе ситуацию и получив нужную информацию, мы вынуждены были поторопиться с возвращением в Кошице. Там вскоре предстояла встреча с нашим куратором по имени Ян Кнец. Обратный путь в переполненном вагоне поезда  оказался еще более утомительным и драматичным. По приезде в Кошице  у нас был небольшой резерв времени до встречи. Этот резерв был благоразумно использован  на оценку качества местного пива. Оно было здесь в шаговой доступности, было прекрасно и соответствовало  нашим финансовым возможностям. Оценки пива бурно выражались междометиями и были в высшей степени положительными. По-видимому, это было замечено  местными жителями. Узнав, что мы из Советского Союза, стали подходить словацкие мужчины и из добрых побуждений угощать пивом. Намерений угостить было столько, что мы начали опасаться за предстоящую встречу. Ведь их  ординарное пиво – десять градусов и сами понимаете… Словаки  понимали нашу речь лучше, чем мы их, но спустя какое-то время наступил момент «полного взаимного понимания». Говорили обо всем. Больше о футболе.  Осушив по две-три кружки, некоторые словацкие мужчины в дружеском порыве начали излагать мысль, что русские и словаки это лучше, чем русские и чехи. На вопрос «почему» отвечали, что чехи – это немцы, а словаки – славяне. Мы не стали поддерживать эту тему разговора и озадачились предстоящей встречей с нашим куратором. Она сулила нам много интересного.

4. ЗА РАБОТУ,  ТОВАРИЩИ!

Наш куратор оказался крепким молодым человеком лет 23 -25 приятной наружности, вполне  понятно изъяснявшийся по-русски.  На нем были джинсы, легкая  непритязательная футболка, мощные ботинки и куртка, которую он рукавами повязывал  на поясе. В дальнейшем мы оценили его доброту и заботу о нас и прониклись симпатией  к этому человеку. Ян Кнец и наш командир быстро нашли общий язык и мы не испытывали  никаких сложностей в согласовании предстоящих мероприятий и формате их проведения.

Итак, вскоре  прибываем к месту нашей трудовой деятельности:  завод «швермова железярня» (металлургический завод имени Яна Швермы) в Подбрезово. Здесь мы должны вручную вырыть траншеи и котлованы для инженерных  коммуникаций будущего цеха и выполнить сопутствующие бетонные работы. Начало рабочего дня в 6 часов  утра (!). Инструмент – кирка, лом, лопата. Рабочие рукавицы, те, которые у нас называют «верхонки», оказывается на ручных  земляных  работах не положены – таково  требование охраны труда. Странно, но со своим уставом… сами понимаете.  В бытовом отношении  устроились нормально. Нас разместили в трех благоустроенных домах расположенных недалеко друг от друга. Питание – в заводской столовой. Спортивные площадки – к вашим услугам.

5. ПЕРВЫЙ ОПЫТ И ТРУДОВЫЕ БУДНИ

Даже тренированный физическим трудом человек скажет вам, что копать вручную траншеи и котлованы в плотном грунте – дело не легкое, да еще с утра до вечера, да еще… каждый день. Замена привычного инструмента в виде карандаша и ручки на непривычный в виде кирки и лопаты, обошелся для многих кровавыми мозолями и  ощущением негнущейся спины в первый же день. И это, несмотря на предупреждение инженера по охране труда, что в первые дни надо не перегружаться. А предстояло трудиться в таком режиме полный месяц!

Тем не менее, время шло и,  мало – по – малу, мы втянулись в работу и вскоре уже не страдали от усталости, как в первые дни. Несколько разочаровывало малое количество хлеба к  обеду, или даже его отсутствие. Но что поделаешь, у них так принято- обед без хлеба. Лишь потом, была замечена и удовлетворена наша любовь к хлебу. Зато большим облегчением  в труде  было громкоголосое, страстное, исторгаемое на высокой ноте, воззвание одного из кадровых  рабочих-строителей «…на Пиво-о-о-о!!!», которое время от времени раздавалось на стройплощадке,  заглушая шум стройки и стук собственных сердец. Все тут же бросалось на землю, и душа, опережая усталое тело, устремлялась в столовую. Там, братья-словаки из числа рабочих  уже беседовали за пивом, предвкушая возможность обсудить с нами жизнь в Союзе, новости спорта и текущей жизни. Но наш стол от других столов то и дело пересылались в виде презента кружки с пивом. Надо отметить необычайную популярность пива у жителей Чехословакии. Пиво пьют все – от младенцев до граждан почтенного возраста обоих полов, и всегда – с утра и до позднего вечера, во всяком случае, нам так показалось. Даже рабочие горячих цехов завода использовали в качестве прохладительного напитка специально приготовленное пиво, которое размещалось в цехе, в установках, подобно тому, как у нас в  заводских цехах были установки с газированной водой.

В виду наших слабых знаний, мы не могли, конечно, оценить уровень организации строительства и сравнить его с нашим, советским. Да и не пытались. Только потом, несколько лет спустя, пройдя  школу наших строек, можно  было уверенно сказать, что у них не было штурмовщины, не было таких, типичных для наших строек явлений, когда сегодня одни копают траншею, а завтра другие ее закапывают, когда бульдозером закапывают поддон с кирпичем или трубы, потому что это мешает выполнить вертикальную планировку, когда самым убедительным аргументом является громкий голос руководителя и когда виноват тот, кто ниже по должности.

6. И ТРУД, И ОТДЫХ

Нашей работой и поведением  руководители завода  и ответственные за наше пребывание лица  были довольны. Они  всячески демонстрировали свою заботу и уважение,  устраивая нам встречи, походы, недалекие поездки и спортивные мероприятия. Активно участвовали в подготовке этих мероприятий наши девушки, которых, естественно, мы не допускали к земляным и бетонным работам. Таких мини – праздников было много. Подготовить сценарий, отрепетировать встречу и приготовить блюда русской кухни, согласитесь, не просто. Хотя  встречи, конечно, проходили естественно и натурально, и никто никого не ограничивал –хочешь пой, хочешь пляши. Однако всегда отмечалась  популярность русских песен, и встречи – праздники, как  правило, именно так и заканчивались – совместным пением русских песен. Помогала, конечно, в этом  и русская водка. Встречи носили и личный характер,  кого –то из наших  словаки приглашали к себе в гости, домой; кто – то проводил встречи с новыми друзьями в ресторации, кто- то ходил на танцы. Между тем, мы стали замечать течение времени. И наши волейбольные победы и футбольные поражения понемногу замещались в сознании  ожиданием  большой двухнедельной ознакомительной поездкой по стране и … отъездом домой.  Рабочие дни проходили все быстрее. Вот как писал о трудовых буднях наш отрядный поэт и летописец Геннадий Чернов:      

Привезли бетон!
Привезли бетон!
Все на работу!
Отдых потом!
Обед отложен,
Обед – пустяк.
Лопату  выше,
Как  красный  стяг.
Бетон  кончается,
Еще  наплыв…
И  намечается
П е р е р ы в…
Упали  навзничь
Богатыри.
А  я  не  кушал
И  не  курил…

А вот как он же описывал наш отдых:  «…После работы в пятницу получили сухой паек на субботу, вечером посидели в ресторации, а с утра в субботу поехали на автобусе в Талы. Это на одной из гор, где находится отель «Партизан» и отличный бассейн для купания. Позагорали, отдохнули, попили пиво. Встретили советских туристов из Воронежа. В обратный путь тронулись к вечеру. Нас пригласили туристы из Банской Быстрицы к себе в автобус. Молодежь оказалась очень общительной. Всю дорогу пели  русские песни. Их девчонки запели «Студенточку», Уральскую рябинушку. Дорога пролетела  незаметно и весело….» Следующий выходной – подъем в  5 -30, легкий завтрак и отъезд  в горы. Первая станция подвесной  канатной дороги  «Сердечко». Величие  гор захватывает и поражает. Канатная дорога поднимает нас все выше и выше и сердце замирает от величественной красоты природы. Синяя дымка придает ландшафту таинственный вид. Поражает простор и красота этих сине – зеленых великанов. Далеко, за гребнями Низких Татр едва вырисовывается  в мареве ряд хребтов, кажущихся еще более неприступными и величественными. Это Высокие Татры. А за ними раскинулась долина Словакии. Между гор, далеко внизу, петляет речка Быстрица, по берегам которой  выделяются яркими пятнами селения… Снова двухместная каретка поднимает нас  по канатам, снова внизу протекают острова зелени, но уже сосны совсем не похожи  на привычные. Приземистые, они жмутся к камням и не  верится, как они здесь растут -на скалах. И вот вершина горы Хопок. Вид гор чарует и поражает. Как  смелые мазки художника на волшебном полотне, белеют пятна снега, вокруг отдаленных пиков плавают белесые облака. Хочется увезти с собой кусочек этого чуда.. Весьма художественно, не правда ли?

7. ФЕСТИВАЛЬ  СТУДОТРЯДОВ И  «ХОЧУ  ДОМОЙ»

В одну из суббот  на финале  нашей трудовой деятельности  в Дубово состоялся  фестиваль студенческих строительных бригад района Банска Быстрица. В клубе, где  проводилась официальная часть  и культурная программа, были венгры, словаки, болгары, французы, немцы, американцы, датчане. Начался фестиваль со спортивных состязаний на стадионе «Искра». Мы оказались лидерами и бесспорными победителями в состязаниях по волейболу. В футболе нам меньше повезло. В качестве приза победителям  нам вручили диплом и к нему ящик пива ,одну двухлитровую и три литровых бутылки вина. Когда для вручения приза  ведущие пригласили на сцену нашего командира  Валеру  Федорова, зал отреагировал бурными аплодисментами. Краткая, четкая и красивая  ответная речь нашего командира вызвала восторг и еще более бурные аплодисменты и благодарные выкрики в зале. Было очень приятно чувствовать такое отношение  к нам  вдали от Родины. Пожалуй самым ярким и незабываемым событием того дня были танцы в огромном зале. «Свободные» европейцы демонстрировали нечто такое,  чего  мы  не могли видеть даже во сне. Потрясающие  плоть ритмы оркестра и открытый свободный вокал  не могли  оставить равнодушным к этому действу  ни единого участника. Танцевали все. И без устали. Возвращались домой почти молча. Эмоции  истощились. Силы –тоже.   Утром,  против  обыкновения, вместо обсуждения того, что было и того , что будет, начали вспоминать о каких –то делах в Новосибирске,  о том, какая там сейчас погода, что делают родители,  а кто –то сказал: хочу домой!  

8.  ПРОЩАЙ, ЧЕХОСЛОВАКИЯ!

По завершению нашего  трудового месяца руководство  завода устроило  прощальный обед, где  в наш адрес были  сказаны добрые слова и были вручены символические подарки,  а также денежное вознаграждение за выполненную работу. Распрощались мы и с вновь обретенными друзьями, обменялись адресами и расстались с надеждой, что обязательно встретимся. Но впереди была  «Пражская весна 1968», о чем мы не могли знать, и это радикально и на долгие годы изменило наши представления  о том, кто мы есть в отношениях наших государств. Далее нам предстояла двухнедельная ознакомительная поездка по стране. Эта  поездка дала нам массу знаний и впечатлений о старой Европе и еще больше обострила  чувство Родины. Оглядываясь  на те события  с дистанции  прошедших  50 лет, хочется с сожалением сказать: а как все хорошо начиналось… Как бы там ни было, хочется верить, что все было не напрасно.

Новосибирск, июль 2019 г.